В 1917 году в России сменилась власть. По всей стране начались гонения на Церковь. Они не обошли стороной и затерявшийся в глухих лесах Озерский приход Покрова Божией Матери. Советское время теперь многим людям кажется чем-то далеким и чуждым. Именно оно оставило нам «забвение» вместо памяти об истории этого края, истории церквей, сведений о людях, которые здесь жили. Нам, наследникам безбожного 70-летнего прошлого, остались руины оскверненных храмов, утрата культурных ценностей (икон, книг, записей очевидцев). Но что самое страшное – прерванная духовная традиция церковной жизни, которую пришлось восстанавливать по большей части по книгам. В течение нескольких веков поколения русских людей создавали, собирали и хранили реликвии, имеющие не только религиозное, но и, как мы сейчас говорим, культурно-историческое значение. Торжество новой власти для большинства церквей ознаменовалось полной утратой всех подобных ценностей.  

Храм Покрова Божией Матери.
1994 год
Зимний храм Рождества Христова после разбора завалов. 1994 год

Гдовский уезд отличался тем, что здесь долгое время шло упорное сопротивление новой богоборческой власти, которая была установлена в конце 1919 года. Памятником давно прошедших событий гражданской войны является могила 4-х красноармейцев, погибших в 1919 году около деревни Озера. Могила находится напротив кладбищенских ворот через дорогу. В церкви Покрова Божией Матери новые атеистические веяния проявились костром, устроенным около церкви комсомольцами в 1919 году. В нем сгорели нотная библиотека, старинные богослужебные книги, некоторые иконы и, возможно, какие-то записи об истории этого храма. Но богослужебная жизнь продолжалась до 1937 года, печально известного жестокостью власти по отношению к собственному народу. В этом году о. Иоанна, священника Озерской церкви, арестовали и увезли в неизвестном направлении (в тюрьму или лагерь).

В 1939 году еще раз, несмотря на сопротивление местных жителей, представители советской власти жгли около церкви богослужебные книги и иконы. По рассказам местных жителей, в 1942 году, во время оккупации, в церкви все же была служба. Может быть, здесь служили священники Псковской Духовной Миссии. Сведения об этом пока не найдены. С 1946 по 1949 год в левом приделе храма действовала общеобразовательная школа для местных детей. А в правом приделе хранили зерно.

Молитвенная жизнь в храме теплилась до 1967 года. У церкви в сторожке жила местная жительница, в конце жизни принявшая монашество с именем Ираида. Пока в церкви были служащие священники, она помогала им по храму и в воспитании детей. Когда храм остался без священника, она следила за порядком в церкви и на территории, вместе с верующими женщинами молилась у мощей прп. Илариона, читая ему акафист. Здесь она пережила войну, немецкую оккупацию. В деревне Озера, на другой стороне реки, жила монахиня Мария, которая помогала монахине Ираиде по церкви. Впоследствии она уехала в другую деревню. В советское время некоторые священники Псковской епархии посещали д. Озера, но молились они не в церкви, где находятся мощи преподобного, а в часовне. Там служились молебны, панихиды, совершались отпевания.

В 1962 году в церковь Покрова Божией Матери приехала экспедиция Псковского музеязаповедника. Были увезены некоторые иконы: деисусного чина XVI века, иконы праздников XVI века, икона прп. Илариона Псковоезерского, а также два колокола времен Иоанна Грозного. Икона «Прп. Симеон Столпник» XVI века была вывезена в Государственный Русский музей. Сохранились воспоминания участницы этой экспедиции И.А. Куликовой: «В деревню Озера Гдовского района, где была уже закрытая церковь, попали только тогда, когда разобрали лесную дорогу от шести завалов. Жители окрестных деревень, узнав об обследовании, решили закрыть доступ к церкви. На одной стороне дороги они подпилили большие деревья и свалили их через дорогу. Мы не были готовы к этому, у нас не оказалось ни топора, ни пилы. Пока разбирали завалы, замучились и основательно порвали одежду. А когда все-таки вошли в церковь, дежурившие на озере рыбаки дали знать всем жителям деревни, и к нам повалил народ! Спасибо, к нам приехал Уполномоченный по делам церкви Псковского облисполкома А.И. Лузин… Нампришлось долго говорить с народом». 

Алтарь и Царские врата.
1991 год
Крестный ход на праздник прп.Илариона
3 ноября 1995 г.

Эти воспоминания свидетельствуют о трагическом разделении внутри русского народа после прихода к власти большевиков. Верующие местные жители хотели защитить святыни своей церкви от музейных работников, которые предприняли эту экспедицию с благой целью – сохранить культурное наследие для потомков. И с одной, и с другой стороны – русские люди, действующие из самыхблагих побуждений, но находящиеся по разные стороны баррикад. Видно, гражданская война, начавшаяся в начале XX века, еще не закончилась, но лишь приобрела другие формы… Монахиня Ираида скончалась зимой 1967 года и была похоронена на кладбище недалеко от часовни. Отпевал ее архимандрит Лев (Дмитроченко).

После ее ухода в жизнь вечную храм подвергся полному разграблению. Местные жители рассказывали, что в 70-е годы подъезжали грузовики, на которых и были вывезены в неизвестном направлении иконы и остатки утвари из церкви Покрова Богородицы. Даже церковная ограда вокруг храма из каменных плит была разобрана дачниками на фундаменты домов. К началу 90-х годов храм представлял собой плачевное зрелище: кресты на куполе и на колокольне покосились, проржавевшая крыша текла, штукатурка наполовину отвалилась, стекла были выбиты. Ни икон, ни утвари в церкви не осталось. Кругом мерзость запустения: на крыше росли деревья, вокруг – бурьян и кустарник. Кладбище вокруг церкви было осквернено, памятники и могильные кресты повалены или украдены. Остался только памятник на могиле священника, о. Иоанна Альбова, служившего в храме в конце ХIХ века, и его матушки Татьяны, а также каменная плита над могилой отрока Моисея, племянника купца Мартиниана Якимова. О том, кто похоронен в остальных могилах, остается только догадываться.

Таким образом, к 1992 году в храме не осталось ничего, кроме стен, ограждающих место упокоения преподобного Илариона. Более 500 лет прошло со времени его прихода в эти пустынные лесные дебри, где он молился в полном уединении перед Лицом Божиим. И вот на этом пустынном клочке земли остался только преподобный Иларион, мощи которого покоятся под спудом чудом сохранившихся каменных стен храма. Эти каменные стены простояли все безбожноесоветское время, и благодаря им было сохранено это святое место, место молитвенных подвигов и захоронения преподобного Илариона Гдовского.