В 1917 году в России сменилась власть. По всей стране начались гонения на Церковь. Они не обошли стороной и затерявшийся в глухих лесах Озерский приход Покрова Божией Матери. Советское время теперь многим людям кажется чем-то далеким и чуждым. Именно оно оставило нам «забвение» вместо памяти об истории этого края, истории церквей, сведений о людях, которые здесь жили. Нам, наследникам безбожного 70-летнего прошлого, остались руины оскверненных храмов, утрата культурных ценностей (икон, книг, записей очевидцев). Но что самое страшное – прерванная духовная традиция церковной жизни, которую пришлось восстанавливать по большей части по книгам. В течение нескольких веков поколения русских людей создавали, собирали и хранили реликвии, имеющие не только религиозное, но и, как мы сейчас говорим, культурно-историческое значение. Торжество новой власти для большинства церквей ознаменовалось полной утратой всех подобных ценностей.
Храм Покрова Божией Матери. 1994 год |
Зимний храм Рождества Христова после разбора завалов. 1994 год |
Гдовский уезд отличался тем, что здесь долгое время шло упорное сопротивление новой богоборческой власти, которая была установлена в конце 1919 года. Памятником давно прошедших событий гражданской войны является могила 4-х красноармейцев, погибших в 1919 году около деревни Озера. Могила находится напротив кладбищенских ворот через дорогу. В церкви Покрова Божией Матери новые атеистические веяния проявились костром, устроенным около церкви комсомольцами в 1919 году. В нем сгорели нотная библиотека, старинные богослужебные книги, некоторые иконы и, возможно, какие-то записи об истории этого храма. Но богослужебная жизнь продолжалась до 1937 года, печально известного жестокостью власти по отношению к собственному народу. В этом году о. Иоанна, священника Озерской церкви, арестовали и увезли в неизвестном направлении (в тюрьму или лагерь).
В 1939 году еще раз, несмотря на сопротивление местных жителей, представители советской власти жгли около церкви богослужебные книги и иконы. По рассказам местных жителей, в 1942 году, во время оккупации, в церкви все же была служба. Может быть, здесь служили священники Псковской Духовной Миссии. Сведения об этом пока не найдены. С 1946 по 1949 год в левом приделе храма действовала общеобразовательная школа для местных детей. А в правом приделе хранили зерно.
Молитвенная жизнь в храме теплилась до 1967 года. У церкви в сторожке жила местная жительница, в конце жизни принявшая монашество с именем Ираида. Пока в церкви были служащие священники, она помогала им по храму и в воспитании детей. Когда храм остался без священника, она следила за порядком в церкви и на территории, вместе с верующими женщинами молилась у мощей прп. Илариона, читая ему акафист. Здесь она пережила войну, немецкую оккупацию. В деревне Озера, на другой стороне реки, жила монахиня Мария, которая помогала монахине Ираиде по церкви. Впоследствии она уехала в другую деревню. В советское время некоторые священники Псковской епархии посещали д. Озера, но молились они не в церкви, где находятся мощи преподобного, а в часовне. Там служились молебны, панихиды, совершались отпевания.
В 1962 году в церковь Покрова Божией Матери приехала экспедиция Псковского музеязаповедника. Были увезены некоторые иконы: деисусного чина XVI века, иконы праздников XVI века, икона прп. Илариона Псковоезерского, а также два колокола времен Иоанна Грозного. Икона «Прп. Симеон Столпник» XVI века была вывезена в Государственный Русский музей. Сохранились воспоминания участницы этой экспедиции И.А. Куликовой: «В деревню Озера Гдовского района, где была уже закрытая церковь, попали только тогда, когда разобрали лесную дорогу от шести завалов. Жители окрестных деревень, узнав об обследовании, решили закрыть доступ к церкви. На одной стороне дороги они подпилили большие деревья и свалили их через дорогу. Мы не были готовы к этому, у нас не оказалось ни топора, ни пилы. Пока разбирали завалы, замучились и основательно порвали одежду. А когда все-таки вошли в церковь, дежурившие на озере рыбаки дали знать всем жителям деревни, и к нам повалил народ! Спасибо, к нам приехал Уполномоченный по делам церкви Псковского облисполкома А.И. Лузин… Нампришлось долго говорить с народом».
Алтарь и Царские врата. 1991 год |
Крестный ход на праздник прп.Илариона 3 ноября 1995 г. |
Эти воспоминания свидетельствуют о трагическом разделении внутри русского народа после прихода к власти большевиков. Верующие местные жители хотели защитить святыни своей церкви от музейных работников, которые предприняли эту экспедицию с благой целью – сохранить культурное наследие для потомков. И с одной, и с другой стороны – русские люди, действующие из самыхблагих побуждений, но находящиеся по разные стороны баррикад. Видно, гражданская война, начавшаяся в начале XX века, еще не закончилась, но лишь приобрела другие формы… Монахиня Ираида скончалась зимой 1967 года и была похоронена на кладбище недалеко от часовни. Отпевал ее архимандрит Лев (Дмитроченко).
После ее ухода в жизнь вечную храм подвергся полному разграблению. Местные жители рассказывали, что в 70-е годы подъезжали грузовики, на которых и были вывезены в неизвестном направлении иконы и остатки утвари из церкви Покрова Богородицы. Даже церковная ограда вокруг храма из каменных плит была разобрана дачниками на фундаменты домов. К началу 90-х годов храм представлял собой плачевное зрелище: кресты на куполе и на колокольне покосились, проржавевшая крыша текла, штукатурка наполовину отвалилась, стекла были выбиты. Ни икон, ни утвари в церкви не осталось. Кругом мерзость запустения: на крыше росли деревья, вокруг – бурьян и кустарник. Кладбище вокруг церкви было осквернено, памятники и могильные кресты повалены или украдены. Остался только памятник на могиле священника, о. Иоанна Альбова, служившего в храме в конце ХIХ века, и его матушки Татьяны, а также каменная плита над могилой отрока Моисея, племянника купца Мартиниана Якимова. О том, кто похоронен в остальных могилах, остается только догадываться.
Таким образом, к 1992 году в храме не осталось ничего, кроме стен, ограждающих место упокоения преподобного Илариона. Более 500 лет прошло со времени его прихода в эти пустынные лесные дебри, где он молился в полном уединении перед Лицом Божиим. И вот на этом пустынном клочке земли остался только преподобный Иларион, мощи которого покоятся под спудом чудом сохранившихся каменных стен храма. Эти каменные стены простояли все безбожноесоветское время, и благодаря им было сохранено это святое место, место молитвенных подвигов и захоронения преподобного Илариона Гдовского.